Без слёз и «капризулек»

Как приучить ребёнка к детскому саду?

Зачастую перед молодыми родителями стоит дилемма: сколько времени уделить адаптации, ведь одни более опытные мамы-папы рекомендуют не растягивать «удовольствие», другие говорят, «чем дольше, тем лучше». Но, по мнению психологов, оптимальное время — две недели.

Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребёнка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребёнка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребёнок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет чётких рекомендаций, сколько времени должна длиться каждая стадия. Только вы, как родитель, можете определить её продолжительность. Смотрите по самочувствию крошки и опирайтесь на свою материнскую интуицию.

Помните: у новоиспечённого детсадовца случается стресс, выраженный в виде капризов, агрессии, мокрых штанишек, отказа от еды и сна, и пр. Ребёнок начнёт болеть, ведь под влиянием стресса ослабевает иммунитет. А затяжной период адаптации чреват тем, что малыш вовсе не сможет привыкнуть оставаться в саду и точно так же станет раздражительным и болезненным.

Ещё один важный момент – режим дня. Многие родители и не задумываются о том, насколько режим дня ребёнка соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнётся детский сад. Ребёнку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают всё, что происходит вокруг.

Следующая ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени уделить малышу внимание и проявить нежность, которые ему необходимы, особенно когда он ещё нежится в постельке. Ребёнок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д.

Часто малыш с утра ещё не может хорошо соображать, мама раздражается, повышает голос – всё утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребёнок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и сказать нежные слова. Всё это так важно для хорошего настроения! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребёнка на позитивный лад.

Когда мама приходит с ребёнком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него ещё не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Как мы знаем, внимание маленького ребёнка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми.

И вот здесь происходит следующее. Мама очень рада, что ребёнок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не спугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребёнком и не сообщив ему, что уходит. Теперь представьте себе, что чувствует маленький человечек, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придёт и придёт ли вообще. Это для ребёнка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Даже если вы много раз рассказывали ребёнку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно.

У ребёнка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить её из виду.

Даже по окончании адаптационного периода у ребёнка могут быть трудности с расставанием с родителями по утрам. И тут мамы-папы могут даваться в крайности: убегать чуть ли ни с порога или подолгу сидеть в раздевалке, стараясь успокоить и себя, и малыша.

В первом случае у ребёнка развивается недоверие к родителям: по его мнению, его бросают, и виной тому садик — предупреждают детские психологи. Во втором — детсадовец становится манипулятором, и истерики с каждым днём будут только усугубляться. Найти «золотую середину» под силу только родителям.

Удачной адаптации к детскому саду вам и вашей крошке!