Как научить ребёнка позаботиться о себе в сложной ситуации?

Лето — долгожданная пора для детей и их родителей. Время ярких впечатлений, положительных эмоций и сюрпризов. Важно помнить, что у детей во время каникул больше, чем обычно, свободного времени и они чаще остаются без присмотра взрослых. Именно поэтому им необходимо знать о правилах безопасного поведения.

Отрадно, что сегодня всё больше взрослых и родителей осознанно относятся к заботе о своих детях и вдумчиво подходят к формированию культуры безопасного поведения.

Культура безопасного поведения – это навык, он требует времени, тренировки и постоянства. Необходимо понимать, что для формирования у ребёнка привычки вести себя безопасно, необходимо давать знания о правилах безопасного поведения и закреплять их на практике, через деятельность близкую и понятную. Это могут быть упражнения, игры, обсуждения. Важно общаться на тему безопасности с ребёнком так, чтобы не напугать, а научить позаботиться о себе в сложной ситуации, поступать правильно, чтобы спасти жизнь.

О том, как научить ребёнка позаботиться о себе рассказала Наталья Суворова, заместитель начальника отдела медико-психологического обеспечения УМТО Главного управления МЧС России по Пермскому краю. Для того, чтобы воспитывать детей, необходимо быть самим воспитанными, иметь знания о детской безопасности. В этом могут помочь многолетние наработки психологов системы МЧС России.

Психологами ФГКУ ЦЭПП (г. Москва) и Приволжским филиалом ЦЭПП (г.Нижний Новгород) разработаны методические материалы направленные на формирование культуры безопасного поведения для населения разного возраста. В них собран обширный материал в том числе игры, упражнения, всё это можно взять в свободном доступе на интернет ресурсах.

Что советуют специалисты?

  • учитесь безопасному поведению, овладевайте знаниями и делитесь ими с детьми.
  • рассказывайте о правилах безопасности в доступной и запоминающейся форме: стихи, песенки, потешки, Таким образом важные вещи станут более понятны и лучше запомнятся.
  • закрепляйте навыки безопасного поведения, например, через обсуждение действий любимых героев мультфильмов. Правильно ли поступили крокодил Гена и Чебурашка, когда поехали на крыше поезда? Задавайте вопросы, обращайтесь к личному опыту ребёнка, уточняйте его мнение.
  • учите детей организовывать своё время и свою деятельность. Ребёнок находится большую часть времени один, родители на работе. Спросите вечером о его планах на завтра. Это поможет структурировать время, организовать деятельность ребёнка в ваше отсутствие.
    Полезно не просто обсудить зав-трашний день, но и составить с ребёнком список дел. Сделайте этот список полезным. Предложите малышу распределить занятия по принципу светофора. Дела, отмеченные зелёным цветом – то, что он свободно может делать сам.
    Жёлтым светом отметьте дела, которые важно делать с вашего разрешения или при выполнении определенных условий. Например, ребёнок может поиграть в компьютерную игру, после того как почитает. Можно делегировать ребенку посильную помощь по хозяйству, попросите сделать его одно — два полезных дела за день. Так он будет занят, а у вас появится повод заслуженно похвалить. Красный свет — дороги нет! Обсудите с ребёнком те дела, которые он не будет делать без вашего ведома ни при каких обстоятельствах: не пойдет на речку один, не будет брать спички, разговаривать с незнакомыми, включать газ и тд.