Не так страшен закон, как тот, кто его толкует
Осенью осинские общеобразовательные учреждения всколыхнула волна кадровых перестановок. Казалось, что опытных руководителей силой выпихивают с рабочего места, заменяя их новыми управленцами.
На вопрос редакции о причинах кадровых перестановок глава Осинского округа А.Григорьев тогда ответил: «Новые директора должны быть не только хорошими администраторами, но и шагать в ногу со временем: очень быстро принимать правильные решения, обладать свежими идеями, чтобы создать школу завтрашнего дня». Готовы узнать каковы последствия принятых, как этого и добивался окружной глава, наспех решений и заглянуть в школу завтрашнего дня?
Эта история произошла в МБОУ «СОШ № 4 г.Осы». В последних числах октября там произошла «смена власти» — к обязанностям приступила ставленница А.Григорьева – Татьяна Туктамышева.
Запретили ходить в школу
Уже 11 ноября госпожа Туктамышева лихим росчерком пера не допускает одного (а может быть и не одного?) из учеников к занятиям в школьных стенах. Она издаёт два приказа: один о недопуске ребёнка в образовательное учреждение, а второй о смене образовательного маршрута. Иными словами, очную форму обучения школьнику сменили на заочную форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий с 16 ноября до выполнения профилактических мероприятий, предусмотренных санитарно-эпидемиологическими правилами.
12 ноября классный руководитель мальчика отправляет родительнице личное сообщение в социальной сети ВКонтакте о том, что её сын переводится на дистанционное обучение, и предлагает подойти к кабинет директора и ознакомиться с приказом. Чуть позже фото приказов педагоги четвёртой школы отправили в Viber ученика.
Пятница, 13 ноября, обернулась для любящей мамы настоящим кошмаром. В этот день она, как обычно, ждала своего сына возле школьного порога. Однако, малец явно задерживался. Вернее, как сообщили позже очевидцы, его задерживали. Классный руководитель по директорскому приказу должна была ознакомить родителей с этим документом. По словам мамы, она удерживала ребёнка в классе. Таким образом, педагог решила «заманить» родителей в школу. Не будем вдаваться в подробности, со слов мамы скажем только, что ситуация разрешилась после вмешательства правоохранителей.

Пэкшот с видео, предоставленного мамой
недопущенного к урокам школьника.
На утро следующего учебного дня – в понедельник, 16 ноября – на пороге школы ученика ожидали классный руководитель, завуч и директор. Выстроились они для того, чтобы под подпись ознакомить родителей с приказами директора. На уроки мальчика в тот день не пустили. Один из педагогов даже за плечи развернула ребёнка и подтолкнула в сторону выхода из школы. Происходило всё на глазах у прибывающих на уроки детей. Едва ли такие действия сотрудников школы можно назвать педагогичными.
В чём суть?
Теперь поговорим о причинах сего действа. Складывается впечатление, что едва приступив к работе новоиспечённый директор Туктамышева бросилась проверять исполнение санитарно-эпидемиологических правил в общеобразовательном учреждении. Не чистоту и порядок, как вы могли себе представить, а наличие или отсутствие в личных делах школьников документов.
Все родители, чьи дети посещают школу или детский сад, раз в год задаются вопросом: «Проводить или нет ребёнку туберкулинодиагностику?» Государство оставило окончательное решение за мамами и папами. В том случае, если вы всё-таки решили не испытывать организм ребёнка пробой Манту или Диаскинтестом, для дальнейшего посещения детских учреждений нужна справка об отсутствии у вашего дитя такого заболевания, как туберкулёз. Такой документ может дать врач-фтизиатр. Справку необходимо принести в детскую организацию в течение месяца. К слову, предоставлять справку от фтизиатра нужно с периодичностью не чаще, чем проводят туберкулинодиагностику. А её независимо от результата предыдущих проб, положено проводить раз в год.
Да, родители ученика, которого педагоги по сути лишили права на образование, отказались проводить туберкулинодагностику, но они в свою очередь предоставили в школу справку от врача. 12 месяцев с тех пор не прошло. На приёме у фтизиатра ребёнок был в январе 2020 года.
Бывший директор школы Н. Борисова приняла справку от осинского фтизиатра и не предпринимала никаких мер по изоляции школьника от других ребят. А вот нового директора Т. Туктамышеву сделанное врачом заключение не устроило. Хотя в нём нет ни слова о наличии у ребёнка такого заболевания, как туберкулёз. Но если смотреть на ситуацию объективно, то в справке нет ни слова и об отсутствии туберкулёза: «Мама обследована ФЛГ ОГК 24.01.2020. Остальное окружение ребёнка не обследовано. От проведения рентгенологического обследования, ДСТ, пр. Манту, T-SPOT, квантиференового теста мама отказывается. Заключение: исключить туберкулез не представляется возможным. Рекомендовано – обследование ребёнка».
О том, что мальчик здоров и может посещать образовательное учреждение, могут свидетельствовать лишь косвенные «улики». Например, тот факт, что медицинский работник, заподозривший у пациента заболевание туберкулёзом, в течение 2 часов обязан сообщить об этом факте в орган, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический контроль. Кроме этого, при обнаружении у пациента признаков, указывающих на возможное заболевание туберкулёзом, он в течение 10 дней направляется в специализированную медицинскую организацию для постановки окончательного диагноза. По словам мамы ученика, которого отстранили от очного обучения в школе № 4, осинский фтизиатр направления для дальнейшего обследования не давал.
Вот где может быть собака зарыта
Как мы видим, одну и ту же запись врача люди трактуют по-разному. Быть может, есть на то причины? При разговоре с мамой отстранённого от очных занятий ученика удалось выяснить, что точки соприкосновения всё-таки имеются. Оказалось, что в прошлом мама ученика работала в региональной структуре Росреестра. По роду своей деятельности ей приходилось давать заключения и на «труды» сотрудников осинского Росреестра. Однажды «под раздачу» попала и нынешний директор СОШ № 4, а в прошлом сотрудница Росреестра Т.Туктамышева.
Как захочу, так и поворочу
Полномочия допускать или не допускать детей в учреждение даруется пунктом 5 Постановления главного государственного санитарного врача по Пермскому краю № 804 от 18 марта 2020 года руководителям детских (подчёркиваем – детских) организаций (организаций с длительным пребыванием детей, в том числе детских образовательных организаций, детских интернатов, домов ребёнка, детских санаториев и т.п.). По сути своей школа относится к общеобразовательным организациям. Относится ли она к детским организациям с длительным пребыванием детей и распространяются ли на школы требования пункта 5 из определений, имеющихся в законах, явно не следует. В таком случае вообще не ясно, правомерны ли действия директора школы Туктамышевой по недопуску ученика к занятиям в очной форме.
Осинские чиновники приказы Т. Туктамышевой о недопуске ребёнка в образовательное учреждение и смене ему образовательного маршрута полностью поддерживают. Вот выдержка из ответа заместителя главы Осинского городского округа Алексея Садилова на вопросы редакции газеты «Мир предложений»: «Несмотря на то, что терминология указанного документа не совпадает с терминологией нормативно-правовых документов по сфере образования, школа является организацией с длительным совместным пребыванием детей».
Иными словами, чиновник говорит, что справа — синее, а слева — красное. И указывает принять синее за красное. А почему не наоборот – красное за синее? В таком случае ребёнок бы не пострадал.
Кроме этого, властьимущие Осы думают, что срок для предоставления справки от фтизиатра не установлен. Начальник Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю И. Андриив считает иначе: «В соответствии с п.5.7 и 6.8 СП 3.1.2.3114-13 срок для предоставления сведений 1 месяц».
Получается, что госпожа Туктамышева вместо принятия быстрого решения, должна была дать родителям мальчика 30 дней на предоставление справки от фтизиатра? И только по истечении этого срока могла не допустить школьника до очных занятий?
С точки зрения логики и здравого смысла это было бы оптимальным развитием событий. За 30 дней родители могли бы предоставить необходимые документы или, как вариант, оспорить быстрые управленческие решения Т.Туктамышевой. Ну, а ребёнок во время «взрослых разборок» спокойно бы грыз гранит науки, а не пропускал занятия впустую, как это происходит сейчас. Почти две недели прошло с тех пор, как ему не дают перешагнуть школьный порог, а перевода на заочную форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий так и не произошло. За всё время, пока ребёнок не посещает школу, по словам мамы, с ними не связался ни один сотрудник образовательного учреждения.
Когда школьник вновь вернётся к привычному обучению зависит от того, насколько быстро сработают чиновники и правоохранительные органы. Для защиты прав своего ребёнка женщина обратилась во все инстанции. Но, как правило, должностные лица не спешат и рассматривают обращения жителей в 30-дневный срок.
Ситуация сложная и неоднозначная. Не думайте, что подобное вас никогда не коснётся. В любой момент вы можете стать заложником аналогичных обстоятельств, когда ваше благополучие будет зависеть от размытых формулировок в нормативно-правовой документации.
Каков будет исход конкретно этой ситуации редакция газеты «Мир предложений» предсказывать не берётся. Для того, чтобы разобраться во всех обстоятельствах мы направили запрос главному государственному санитарному врачу Пермского края, который и использовал в своём постановлении весьма размытое и очень широкое, не совпадающее с терминами в законе об образовании понятие детских организаций.