Не заплатишь – не подключим

Газовики изобретают новые способы сбора долгов

Говорят, наглость — второе счастье. Может и так, но когда она касается бесперебойной поставки коммунальной услуги потребителю, действия ресурсо-снабжающей организации, пытающейся ограничить этот самый коммунальный ресурс, носят едва ли законный характер.

Так сложилось, что со своими проблемами жители частенько обращаются в средства массовой информации, выход из которых пытаются найти не правоохранительные и надзорные органы, а рядовые сотрудники редакции. Так сложилось и в этот раз.

В редакцию газеты «Мир предложений» обратилась читательница. Любовь Михайловна сообщила, что в доме, где она проживает, в сентябре этого года газовики проводили плановые работы. На время работ подача газа потребителям была прекращена. Три дня жители пятиэтажки испытывали неудобства во время приготовления пищи. На четвёртые сутки народ из первого подъезда радостно наблюдал в окно, как люди в форме газовиков, ходят по подъездам и, образно выражаясь, открывают задвижки, чтобы пустить газ. Люди ждали, что в их квартирах вновь появится «голубое топливо», но работники газовой службы обходили, как говорят в культурной столице, их парадную стороной. Тогда жители с активной жизненной позицией обратились к газовикам с вопросом: «Почему не подключают к газу первый подъезд?»

Сотрудники газовой службы пояснили, что подключение производится в том случае, если нет задолженности за поставленный коммунальный ресурс. А в первом подъезде должников оказалось целых два – за одной квартирой числился долг в размере 291 рубля, за другой и того меньше — 125. Баснословные деньжищи для компании такого уровня, не так ли?

Жители первого подъезда попробовали объяснить диспетчеру по телефону, который продиктовали работники газовой службы, что в квартире № 9 в данный момент нет хозяев, а в первой вообще никто не проживает. Тем не менее работники ресурсоснабжающей организации были категоричны – либо оплата, либо выходные без газа. «Тепла нет, газа нет. Мы, старухи, что? Помирать должны? — в этот момент Любовь Михайловна подумала и приняла решение оплатить задолженность соседей. – Это не благотворительность. Это нужда. Меня вынудили так сделать».

У газовиков даже платёжки по должникам с собой были. Бежать до отделения банка времени не было, поэтому Любовь Михайловна отдала наличные соседке, которая произвела оплату через мобильное приложение банка в телефоне по платёжным документам, которые вручили газовики. Забегая вперёд, сообщим, что позже 125 рублей Любови Михайловне возместили жильцы, за которых она заплатила эти деньги.

После проведения платежей молодые люди, подключающие газ, сфотографировали экран телефона с электронным чеком об оплате и, скорее всего, отправили его диспетчеру. И она, по словам очевидцев, дала отмашку на пуск газа в подъезд.

Казалось бы, все счастливы и довольны, что больше не нужно придумывать способы приготовления пищи. Жизнь вернулась в привычное русло. Но законны ли действия газовиков в этой ситуации?

С этим вопросом Любовь Михайловна и обратилась в редакцию газеты «Мир предложений». Мы переадресовали его в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края. Специалисты ведомства пояснили, что потребитель не несёт ответственность за невыполнение или частичное выполнение обязательств другим потребителем перед ресурсоснабжающим предприятием. Иными словами, если один собственник в многоквартирном доме не платит за потребляемый газ, другие жильцы страдать от этого не должны.

Кроме этого, в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» сказано, что исполнитель (в данном случае газовики) обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества. В этой ситуации получается, что предоставлять услугу организация может, но, преследуя свои цели, не исполняет главное обязательство.

В первую очередь возникла мысль о том, что на территории Осы в этот день орудовали мошенники. Платёжки с долгами, по реквизитам которых жители производили платежи, были от компании «Газпром газораспределение Пермь», а в почтовые ящики спустя несколько дней после проведения платежа, пришли квитанции за поставленный природный газ от ООО «Газпром межрегионгаз Пермь». При этом у потребителя, за которого была произведена оплата из кармана Любови Михайловны, значится долг в размере 291,24 рубля перед первой компанией, а по данным второй компании за этим абонентом числится ПЕРЕПЛАТА — более 550 рублей по состоянию на 1 сентября 2020 года. Это почти в 2 раза больше, чем долг! Из-за чего весь этот сыр-бор? И той, и другой компанией руководят одни и те же люди.

Возможно о своей задолженности перед АО «Газпром газораспределение Пермь» собственник квартиры просто не знает. За несколько лет, в течение которых он владеет квартирой, соседи видели его несколько раз. Вполне вероятно, что квитанции предыдущего поставщика газа в Осе — помните, какой шум был, когда газовики, сменив на вывеске название, заставляли абонентов предоставлять полный пакет документов? – просто затерялись в ворохе платёжных квитанций других компаний.

Единственная зацепка – номер телефона, по которому жители уточняли вопрос подключения их подъезда к газу. Он совпал с контактным телефоном, указанным в платёжках за газ от ООО «Газпром межрегионгаз Пермь», по которому мы и решили позвонить. Женщина, поднявшая трубку, произошедшего не отрицала и даже вспомнила подробности ситуации, но за официальной позицией ресурсоснабжающей компании отправила к директору – Владимиру Козлову.

Изначально руководство ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» выразило благодарность пожилой женщине, оплатившей долги своих соседей, назвав её действия благотворительностью. Потом говорило о том, что в газовом стояке имелась негерметичность. Якобы это и стало причиной того, что работники, которые подключали дом к газопроводу, обошли первый подъезд стороной. Ничего плохого руководитель газовой службы в Осе не увидел и в том, что платёжные документы от «Газпром газораспределение Пермь» жителям принесли работники его компании. Иными словами, факт «выколачивания» долгов с потребителей посредством давления, руководство компании «Газпром межрегионгаз Пермь» отрицает. Но собранные в ходе журналистского расследования сведения говорят об обратном.

Что бы вы сделали на месте Любови Михайловны? Остались бы без газа, пока соседи не оплатят долг? Или всё-таки оплатили бы его? Тем более суммы небольшие. Видимо на это и расчёт, что из-за «копеек» никто не захочет оставаться без основного коммунального ресурса. Сколько подобных ситуаций сложилось на территории Осинского городского округа, редакции газеты «Мир предложений» неизвестно. Но если у вас, как у участников сего действа, появилось желание разобраться в законности происходящего, дерзайте. Надзорные органы чётко обозначили свою позицию.

Вернут ли газовики деньги, уплаченные пожилой женщиной за соседей, пока непонятно.