Новый облик осинской медицины

Качественное медицинское обслуживание: какое оно? Каждый мысленно представит его по-своему. Однако есть и схожие черты: в большинстве случаев пациентов в ней встречает вежливый персонал, который быстро ставит диагноз и вовремя оказывает нужную медицинскую помощь. И, конечно же, в ней нет места многолюдным очередям. Как показала практика, отсутствие напряжения между медперсоналом и посетителями поликлиники становится реальностью.

Ещё в 2016 году Министерство здравоохранения России и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования совместно с Управлением внутренней политики президента и экспертами госкорпорации «Росатом» задумались над тем, как повысить доступность и безопасность амбулаторной службы, сократить объём бумажной работы участкового врача в пользу его непосредственного общения с пациентом, а также сократить время ожидания записи к врачу и непосредственного ожидания приёма специалиста перед кабинетом.

Для этого в рамках эксперимента в регионах России перестраивают работу медучреждений: вводится новая логика приёма посетителей, работы врачей, больные и здоровые пациенты распределяются по разным коридорам. Новый формат создаётся на основе пилотного проекта «Бережливая поликлиника» и действует уже в 39 регионах страны. В прошлом году после презентации положительных результатов, достигнутых в пилотных регионах: Ярославской и Калининградской областях, в Севастополе, к проекту присоединилось и Прикамье. Из 150 медучреждений Пермского края участие в проекте принимают только 11.
С августа 2017 года в двух поликлиниках региональной столицы – взрослой №2 и детской №6 – сократилось время ожидания приёма врача. Руководство учреждения отмечает положительную динамику. По данным администрации, до реализации проекта от момента входа в поликлинику, включая посещение регистратуры, врача, сдачу анализов, получения выписок и других документов до выхода из поликлиники пациент в среднем тратил 124 минуты. Используя новую модель, время сократилось до 53 минут. Если раньше ожидание и оформление в регистратуре занимало около 14 минут, то сейчас — только две.
Андрей Котомин, главный врач ГБУЗ «ОЦРБ», не смог упустить возможность внедрить разработки эффективного новаторства в осинской поликлинике. Им были приняты все меры для того, чтобы Минздравом Пермского края было принято решение о создании новой модели первичного звена здравоохранения в осинской поликлинике.

«Бережливая» — это слово заимствовано из западной концепции «бережливого производства», направленного на устранение всех видов потерь.

В чём же суть «Бережливой поликлиники»? Ответ на поверхности — в сбережении ресурсов, времени и нервов всех участников процесса. Реализация проекта подразумевает целый ряд процессов, которые можно оптимизировать. В частности, в рамках проекта перестраивается работа регистратуры медучреждения с учётом современных стандартов коммуникации, информатизации и формирования доступной среды для маломобильных групп населения. Внедряется электронная очередь. Врачи освобождаются от несвойственной им работы, в том числе бумажной. Меняется логистика ежедневных процессов: вакцинации, профилактических осмотров, диспансеризации, получения льготного лекарственного обеспечения. Разводятся потоки здоровых посетителей, которым нужны только справки и профилактические осмотры, и заболевших, в том числе пациентов с вирусной инфекцией. Улучшается эргономика на рабочих местах медперсонала.

Впервые
принципы «бережливого производства» были сформулированы на автозаводе Toyota в Японии, а позднее началось внедрение и в другие области человеческой жизнедеятельности.

Давайте взглянем на ситуацию глазами пациентов. Визуально оценить перемены можно будет едва переступив порог поликлиники. Вместо привычных стен в строгих больничных оттенках, вас встретит уютное фойе в приятном для глаз зелёном цвете. Изменится и внешний вид регистратуры – исчезнут застеклённые кабинки с маленькими окошками, куда нужно засовывать голову и долго ждать ответа. Пациентов и сотрудников регистратуры будет разделять лишь стойка высотой по пояс. Это называется «организация работы регистратуры по открытому типу»: так коммуникация между посетителями и персоналом складывается легче. Обязанности сотрудников будут чётко разграничены — кто-то переключится на работу исключительно с пациентами, кто-то будет отвечать только на телефонные звонки.
Для уменьшения очередей в фойе поликлиники появятся инфоматы, которые позволят узнать номер участка, кабинет, имя врача и часы его работы, а также записаться на приём. Кроме этого, появится администратор, который будет отвечать на вопросы пациентов и подсказывать тем, кому необходима помощь. Приём здоровых и больных будет происходить в разных местах, а выписать документы вообще можно будет в специальном многофункциональном кабинете.
На воплощение в жизнь этих планов руководство осинской поликлиники планирует направить 5 млн рублей из бюджета ОЦРБ. На эти средства, кроме ремонтных работ, будут компьютеризированы все рабочие места. Кроме этого, в рамках проекта «Доступная среда», который успешно реализуется на территории края уже несколько лет, будет видоизменена входная группа и туалетные комнаты. Всё это делается для комфорта людей с ограниченными возможностями здоровья.
К слову, метаморфозы к лучшему уже начались – произошли существенные перемены в порядке приёма пациентов. В частности, с 1 апреля до 8 часов вечера увеличено время приёма врачей-терапевтов и педиатров, стоматологов и специалистов женской консультации. В ближайшем будущем по такому же графику будут работать и узкие специалисты. Это сделано для того, чтобы медицинскую помощь осинцы могли получить после своей рабочей смены. Планируется, что в связи с предпринятыми мерами очереди у кабинетов уменьшатся и попасть к врачу пациент сможет в день обращения.