Сколько вешать в граммах?

Как российские производители планируют избежать роста цен на продукты

Все жители нашей страны с наступлением 2019 года ждут от него новых событий, новых моментов для радости, исполнения желаний и достижения заветных целей. Но вместе с этим, в этот список приятностей, затесалось уже практически традиционное повышение цен на продукты питания. И хотя для жителей нашей страны рост цен на продукты первой необходимости уже сложившаяся тенденция, в этом году для этого действительно имеется веское основание — это вызвано повышением налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. С чем связан двухпроцентный рост остаётся только гадать. По утверждению Государственной думы, новый тариф приведёт к доходам федерального бюджета в размере 640 млрд рублей в год, а дополнительные средства будут направлены на решение проблем здравоохранения, образования и инфраструктуры. Но мы не будем углубляться в причинно-следственную связь изменений в налоговом законодательстве РФ, а лучше подробнее рассмотрим одно интересное явление, вызванное этими самыми изменениями, которое, так или иначе, коснётся любого потребителя нашей страны.

Маркетинговый даунсайзинг. Несмотря на явную сложность произнесения этого заморского термина, на деле всё предельно просто. Рассмотрим один из наиболее ярких примеров этого самого даунсайзинга, недавно вызвавший широкий общественный резонанс и множество комментариев в социальных сетях.

«Девяток» яиц – упаковка куриных яиц по девять штук, которую не так давно начала выпускать удмуртская птицефабрика «Варакасино». «На стоимости продукции упаковочное решение не отразилось. В течение всего 2018 года на данную позицию цена не поднималась и находилась на фиксированном уровне. Данная упаковка — это новый формат предложения для российского рынка», — сообщил агрохолдинг информационному агентству «ТАСС».

Даунсайзинг – это уменьшение объёма продукта в упаковке без изменения цены. С английского даунсайзинг (downsizing) в буквальном переводе означает уменьшение размера.


Даунсайзинг может осуществляться как в отношении уменьшения количества продукта в упаковке, так и в отношении уменьшения физического размера упаковки товара без изменения цены на товар. Главной целью этого незамысловатого маркетингового феномена является увеличение или сохранение рентабельности продажи единицы товара за счёт снижения себестоимости продукта, путём уменьшения его объёма в упаковке товара. Простыми словами: хитрый производитель берёт привычную для покупателя упаковку, допустим, макаронных изделий, вместо 500 грамм продукта кладёт туда 450, и продаёт её по той же самой цене, что и раньше. В продуктовый магазин, после тяжёлого трудового дня, приходит уставший любитель итальянской гастрономии и хватает с прилавка пачку излюбленных макарон, даже не подозревая, что в этот момент невольно становится жертвой «маркетинговой махинации».
Хотя назвать это обманом можно с трудом, ведь формально тут не к чему придраться. Производители осуществляют всё в рамках законодательства: на упаковке вес или объём всегда указан, и ничто не мешает потребителю определить и понять для себя выгодность того или иного приобретения.

В последнее время в СМИ всё чаще всплывает новость о том, что ряд независимых АЗС могут ввести ценник на топливо за пол-литра. Конечно же, делаться это будет исключительно в качестве маркетингового приёма, и не более. Президент Независимого топливного союза Павел Баженов отметил, что «поставить на стелах АЗС цену 20 рублей за АИ-92 можно хоть завтра, но цена будет за пол-литра». При этом он заявил, что проблему роста цен на моторное топливо это не решит. Для решения проблемы нужна «комплексная реформа российского топливного рынка».


В следующий раз, прогуливаясь по супермаркету, обратите внимание на вес печенья, фасованного по 134 грамма или шоколадных плиток по 95 грамм – производители явно не любят округлять. Вспомните, когда вы последний раз видели бутылки молока по одному литру? Как правило, в бутылку молока, которую мы ошибочно называем литровой, не доливают миллилитров 100, а в некоторых случаях и такого больше. Вот он — даунсайзинг во всей красе. И этим грешат практически все изготовители продуктов питания. Росконтроль ещё вначале 2017 года делал большую работу об этом явлении, где экспертная группа во всех подробностях описывала, как российские производители массово уменьшают объёмы продукта в прежних, на первый взгляд, упаковках.
Российские аналитики ожидают роста цен на 4-12%, говоря о том, что пик придётся на первый квартал 2019 года. В связи с этим, нам следует быть готовыми к тому, что производители вновь прибегнут к «сокращению порций». Следует помнить, что этот маркетинговый приём не идёт вразрез с законодательством РФ, если фактическая масса или объём продукта соответствуют заявленному значению на упаковке. Поэтому гражданам, желающим спасти свои кошелки от внепланового «похудения», следует уделить должное внимание тому, что пишут на упаковке, особенно на вес продукта, и сравнивать его со стоящими рядом товарами. А лучше вообще переходить на лечебное голодание или начать питаться энергией солнца. Здоровее будем.