Телефонная атака

В минувший понедельник осинцам начали поступать звонки с московских номеров. Напомним, код столицы – 495. Представлялись сотрудниками банка. Обращаясь по имени и отчеству «операторы службы безопасности» сообщали, что системой Сбербанка замечена подозрительная активность — мошенники пытаются перевести денежные средства с пластиковых карт.

После этого уточнялось местоположение того, кому звонили. К слову, звонившие называли его сами – Пермский край. Спрашивали, есть ли доступ в личный кабинет у кого-то из родных и близких, а после этого одних просили взять в руки банковскую карту и продиктовать код безопасности, который указан на оборотной стороне пластиковой карты, других – продиктовать код из СМС-сообщения. Якобы только с этим данными «служба безопасности» может остановить процесс подозрительного списания средств.

Не делайте этого! Никогда и никому не сообщайте конфиденциальные данные своей карты и коды из СМС-сообщений. Лучший сценарий разговора с фальшивым сотрудником службы безопасности банка без потерь – это его завершение. Если вы всё-таки беспокоитесь за собственные сбережения, позвоните на горячую линию банка или загляните в личный кабинет.

Сотрудники редакции газеты «Мир предложений» так и сделали. Никаких операций по переводу средств не было. Вопрос возникает в другом – откуда мошенники знают данные владельцев пластиковых карт Сбербанка? А как же закон о защите персональных данных? Очень надеемся, что правоохранительные органы заинтересуются этим.

Самое удивительное, что люди верят лже-банкирам. Во время разговора с «оператором» было слышно, что рядом с ним уговаривают народ поделиться конфиденциальной информацией ещё несколько, возможно, десятков таких же «сотрудников службы безопасности». Как стало понятно из услышанных обрывков фраз, некоторые уже записывали паспортные данные, дату рождения и другие сведения.
Даже если вас торопят и пугают тем, что деньги с карты уплывут мошенникам, не сообщайте никаких данных. Этим самым вы можете лично спровоцировать преступление. Вопрос о возврате денежных средств банком будет рассматриваться лишь в том случае, если пользователь не сообщал никакой информации третьим лицам.

Кроме этого, в последнее время на телефоны многих абонентов поступают короткие звонки с неизвестных номеров. Наверное, многие пользователи мобильной связи сталкивались с такой ситуацией: короткий, продолжительностью 1-2 секунды, звонок с неизвестного номера, а затем – сброс соединения. Даже если кому-то «повезёт» успеть ответить на вызов, никакого сообщения он не услышит. Такие звонки настораживают, не так ли?

По этому поводу в ГУ МВД России по Пермскому краю обратился житель, обеспокоенный регулярными короткими звонками на его мобильный телефон с неизвестных номеров. Мужчина попросил разъяснить, с чем могут быть связаны такие «прозвоны» и насколько опасно перезванивать на незнакомые номера.

Региональное ведомство пояснило, что причин таких звонков может быть несколько: от безобидной актуализации баз данных телефонов клиентов какой-либо торговой сети и сбора работающих абонентских номеров до мошеннических действий, связанных с банковскими картами, и повышенной тарификацией звонков.

Если целью «прозвона» является проверка активности телефона, то такие действия не могут считаться правонарушением, хотя и доставляют неудобство и беспокойство абонентам.

Абонентский номер не является тайной, диапазоны номеров распределены между сотовыми операторами и регионами. Найти эти данные не составляет особого труда, чем и пользуются лица, промышляющие таким видом деятельности.

В целях противодействия подобным звонкам и минимизации негативного воздействия, ГУ МВД России по Пермскому краю рекомендует:

  • использовать проверенные мобильные приложения, позволяющие идентифицировать звонки, либо «чёрные» и «белые» списки абонентов;
  •  при поступлении таких звонков обращаться к оператору связи, от которого поступил звонок, сообщать о данных фактах для дальнейшей проверки и подтверждения паспортных данных звонящего;
  • не перезванивать на такие «пропущенные» вызовы;
  • быть особенно внимательными при поступлении звонков, начинающихся с +7-495, +7-499, 8-800;
  • никогда не диктовать номера банковских карт и поступающие коды из смс-сообщений.